Штрих-коды - Регистрация и присвоение штрих кодов - EANCODE

Штрих-коды

Виды штрих-кодов

 

Существует 15 технологий автоматической идентификации информации:

  • штриховое кодирование – линейное, двумерное;
  • вычислительные методы обработки изображения (машинное зрение);
  • оптическое распознавание знаков;
  • радиочастотные системы;
  • речевой ввод данных и проч.

Но самые распространенные и наиболее привычные для нас – линейные и двумерные штрих-коды.

Линейные читаются в одном направлении (по горизонтали). Таким способом можно закодировать небольшой объем информации (20-30 символов). Этого достаточно, чтобы получить стандартные сведения о характеристиках товара. Для чтения таких штрих-кодов достаточно недорогой техники.

Двумерную кодировку считывают специальные сканеры, способные быстро выдавать большой объем данных. Подобным способом можно зашифровать большой объем информации (до нескольких страниц текста). Техника считывает двумерный код в 2 измерениях одновременно – по горизонтали и вертикали.

Как прочитать штрих-код

 

В РФ чаще всего используют Европейскую систему кодирования EAN.

Европейские коды бывают 3 видов:

  • международные – они в ходу как внутри страны, так и за ее пределами. При этом коды, нанесенные в одной стране, легко распознаются в другой;
  • национальные – чаще используются в пределах одной страны, но при необходимости их легко понять потребителями в других странах;
  • локальные – применяют лишь на определенном предприятии/магазине и проч.

Согласно системе, каждому продукту присваивается индивидуальный номер, чаще всего из 13 цифр, где:

  • первые 2-3 цифры – страна изготовления;
  • следующие 5 цифр – код изготовителя или продавца;
  • еще 5 цифр – код товара. Он имеет свою расшифровку:
    • 1 цифра – наименование продукции;
    • 2 – ее характеристики;
    • 3 – масса, размер и проч.;
    • 4 – ингредиенты;
    • 5 – цвет;
  • последняя 1 цифра – контрольная (проверочная).

В шифровке платежных документов работает другая система – там используют 28-разрядный штрих-код.

Но бывает так, что не всегда указанная на бирке страна-производитель соответствует цифрам на штрих-коде. Тому может быть 5 причин:

  • указан код страны, куда идет основной экспорт продукции;
  • товар изготовлен на дочернем предприятии;
  • продукцию выпускают по лицензии фирмы, зарегистрированной в другой стране;
  • учредители компании-производителя – фирмы из разных государств;
  • самый распространенный случай – производитель просто врет и нагло указывает другую страну-изготовителя.

Как по штрих-коду проверить подлинность товара

 

Для такой проверки потребуется выполнить несколько действий. Чтобы было понятно, рассмотрим на примере:

штрих-код

  1. Сложить цифры на нечетных местах, кроме последней, 13-й – она служит для проверки.

В нашем случае: 4+0+0+9+9+3 = 25

  1. Сложить цифры на четных местах. Результат сложения умножить на 3.

Складываем: 6+7+9+0+1+7 = 30*3 = 90

  1. Сложить полученные суммы. Получим двухзначное число: 25+90 = 115
  2. Из 10 вычесть последнюю цифру получившегося в результате сложения числа. Если результат вычитания и последняя, 13-я, цифра штрих-кода совпадают – товар подлинный/оригинальный.

В нашем примере цифры совпали: 10-5 = 5

В последние годы без штрих-кода никуда: его наносят на любые без исключения материальные товары (продукты, лекарства, книги и проч.). Для внешнеторговых операций штрих-код – непременное условие экспорта. Кодировка облегчает жизнь производителям и продавцам, помогая быстро и точно вести ежедневный учет продукции, остатков товара на складах и в торговых залах, мгновенно отслеживать объемы продаж по каждому виду изделия.